Стекло и декупаж на нём

18.10.2017

Автор: Наталья Клиницкая

Всем декупажницам доброго времени суток!

Хочу попытаться сделать небольшой обзор замечательного материала — стекла, и рассказать о нём хоть немного. К сожалению, стекло не самый любимый материал у многих декупажниц, что очень жаль, ведь со стеклом получаются очень красивые работы! Очень надеюсь, что материалы из этой статьи может быть натолкнут кого-то на идею работы в линию.

    

Стекло — синтетический материал, который является удивительно податливым из-за его физических и химических особенностей. Несмотря на его твердое состояние, стекло является жидкостью. Основной компонент стекла — кварц, точнее диоксид кремния. Когда кварц (кварцевый песок) плавится (при температуре около 1700 град) он из кристаллического состояния переходит в аморфное, или вязкую тягучую жидкость. Но при последующем охлаждении молекулы кварца не занимают вновь свои места в кристаллической решетке, а остаются, как бы замороженными, в полубеспорядочной структуре. Такая структура характерна для жидкостей, однако в отличие от жидкостей молекулы диоксида кремния стекла не могут перемещаться. Именно благодаря такой структуре стекло прозрачно, как и большинство жидкостей. У стекла нет определенной структуры. Стекло не имеет точки плавления, оно размягчается и плавится постепенно.


  


Стекло известно человеку уже более пяти тысячелетий. Ученые предполагают, что одними из первых с искусственным стеклом познакомились древние гончары: при обжиге на изделии из глины могла попасть смесь соды и песка, и на поверхности изделия образовалась стекловидная пленка – глазурь. По другой легенде, первыми познакомившимися со стеклом людьми были купцы, путешествовавшие караваном по Аравийской пустыне. Среди прочих товаров они перевозили соду, и, остановившись на ночлег, обложили мешками с содой огонь, чтобы ветер не задул его. Проснувшись утром, они с удивлением обнаружили, что сода… превратилась в куски стекла. Несмотря на возможную долю вымысла — легенда есть легенда, — с точки зрения ученых, при уникальном стечении обстоятельств что-то подоб­ное вполне могло произойти: песок плавится при тем­пературе 1710 °С, но при добавлении к нему соды температура плавления существенно снижается (до 720 °С).

В Месопотамии археологи нашли одно из древнейших изделий из стекла – стеклянные бусы, относящиеся примерно к 2450 г. до н. э., которые благодаря способу изготов­ления делают эту легенду вполне похожей на правду: бусинки представляли собой обработанные камнем ос­колки большой стеклянной глыбы.

Возрождению европейское стеклоделие в XVII и XVIII вв. обязано некому адвокату Антонио Сальвиати при финансовой поддержке двух англичан.



И на Руси стеклоделие находилось на большой высоте, начиная с древности. Однако первый стеклянный завод в России был устроен только в 1635 г., около Москвы, шведом Кохтом. Этот год и считается датой основания российского стеклоделия.

Дальнейшим развитием стеклоделия в России занимался Петр Великий, а позже ученый М. В. Ломоносов.

По окончании выданной Кохту пятнадцатилетней привилегии около Москвы появилось еще несколько стеклянных заводов других предпринимателей, но, ввиду отсутствия надлежащей поддержки и поощрения, все эти начинания не имели особенного успеха, и дальнейшего развития: в России стеклоделия тогда не последовало. Оживление этого дела наступило лишь в начале XVIII столетия, когда царем Петром Великим были введены различные поощрительные меры, а русские впервые стали посылаться за границу для обучения стеклоделию. Кроме того, тогда же Петром Великим были устроены два казенных стеклянных завода около Москвы и в Ямбургском уезде Санкт-Петербургской губернии и выписаны для них немецкие мастера. С этого времени, и особенно со второй половины XVIII столетия, развитие стеклоделия России приняло постоянный характер.

В 1612 году во Флоренции был издан первый научный труд по стеклоделию. Автором его был монах Антонио Нери. В России же исследовательскими работами на тему стекла занимался М. В. Ломоносов, который написал множество философских сочинений, одним из которых является «Письмо о пользе стекла».


Поговорим теперь об использовании стекла в интерьере.

Все чаще в современном интерьере, кроме обычных окон, дверей и посуды, обретают прозрачность мебель и сантехника, лестницы и даже стены, не говоря уже о предметах декора (вазах, статуэтках) и современной технике – часах, телефонах, компьютерах в просвечивающих корпусах.

Благодаря научным разработкам сегодня возникло большое разнообразие «искусственных» прозрачных материалов, не теряет своей актуальности и очень изысканно выглядит даже в самых новомодных проектах тот из них, что известен был человеку с глубокой древности. Это, конечно, стекло.

Этот материал способен изменить окружающий мир, наполнить его красотой и поэзией. Стекло, благодаря своей прозрачности и лёгкости, оптически «лишает» громоздкости даже массивные конструкции. С помощью этого экологически чистого, натурального материала современные интерьеры словно наполняются воздухом и светом, становятся более прозрачными и легкими. Ведь современные технологии работы со стеклом и способы обработки кромок и поверхностей настолько совершенны, что позволяют сделать из стекла практически любой предмет интерьера. Возможно, именно по этим причинам дизайнеры все охотнее и чаще обращаются к нему и не перестают удивлять новыми решениями, оригинальными и не предсказуемыми. Более того, некоторые дизайнеры считают, что в дальнейшем стекло вполне может стать главной составляющей интерьера, причем вовсе не обязательно оформленного в современном стиле.

Стекло используют в интерьере как: стеклянные полы, потолки, крыши, окна и двери, стены, зеркала, стеклянная мозаика, мебель из стекла, стеклянные лампы и светильники, стекло в модной сервировке и конечно же витражи («Витраж придает зданию живой лик, он как глаза, в которых светится душа»).

Стекло — идеальный материал: оно одинаково органично и выразительно в традиционных предметах столового обихода, в авангардных дизайнерских творениях и в изящных небольших вещицах.

В декоративно-прикладном творчестве стекло также использовалось с древнейших времён.

 

Стеклянные изделия сопровождают человека на протяжении многих веков, и это не случайно, ведь стекло всегда завораживало человека своей простотой и изысканностью. Стекло известно человечеству с незапамятных времен. Еще в Египте, несколько тысячелетий назад, люди научились применять стекло в бытовых и декоративных целях, а в древней Руси из стекла изготавливались серьги и бусы. Первые стеклодувные мастерские появились в эпоху Средневековья. Стеклодув — это специалист, умеющий обрабатывать разогретое стекло. Удерживая на конце стеклодувной трубки необходимое количество расплавленного вещества, он успевает, пока оно не застыло, создать изделие нужной формы. Затем мастер нагнетает в стеклянную массу воздух, добиваясь получения ровного пузыря с желаемой толщиной стенок. Из этого пузыря и формируется нужное изделие — ваза, бутылка, колба, стеклянная игрушка.

Остров Мурано всемирно известен своим стеклянным производством. В 1291 году городской совет решил вынести мастерские по производству украшений на остров Мурано, чтобы уберечь секреты мастеров от конкурентов и избавиться от пожаров, которые могли быть вызваны раскаленными горнами мастеров. Стеклодувы получили неслыханные привилегии, но были лишены права выезда. Дочерям стеклодувов не возбранялось сочетаться браком с венецианцами голубых кровей. В каждой мастерской — свои секреты дутья и верчения. Секреты мастерства здесь принято передавать исключительно по наследству. Поступить в обучение к муранскому мастеру невозможно. Ученик стеклодува должен трудиться не меньше 15 лет, прежде чем начнет уважительно именоваться «маэстро» (мастер) и изготавливать украшения. В XIV веке Венеция уже поставляла в Европу муранское стекло — необыкновенной красоты бокалы, бутылки, кубки, чаши, вазы, статуэтки и люстры. Великий мастер-стеклодув — Анджело Баровьера — в 1450 году устроил технологическую революцию, которая привела к активному развитию стекольного дела в следующие 200 лет. Он создал стекло удивительной чистоты и прозрачности. Муранское стекло от этого мастера было похоже на горный хрусталь. Потом он изобрёл белое непрозрачное «молочное» стекло. Что-то типа китайского фарфора, и «халцедонового» стекла, похожего на природный камень халцедон.

   



Стеклянных дел мастера отец и сын Леопольд и Рудольф Блашки (Leopold and Rudolf Blaschka) в период с 1863 по 1936 гг. создали для музеев всего мира несколько тысяч (!) потрясающе реалистичных моделей растений и животных, включая знаменитую серию стеклянных цветов в Ботаническом музее Гарвардского университета/Harvard Museum of Natural History.

Они скромно называли себя «ремесленниками на службе естественной истории». Но их труд справедливо считается «художественным чудом в области науки и научным чудом в области искусства».

  



Небольшой город Березовка в Белорусии известен благодаря стекольному производству. Возникла она в конце XIX века. Стекольные мастерские раньше назывались гуты. Первый гут открылся в урочище Березовка в 1883 году. В это время местный помещик обратился с просьбой разрешить построить стекольный завод на лесной даче Заенчицы. Однако разрешили строить в Березовке.

Теперь Березовка — одно из популярных туристических мест. Сюда приезжают, чтобы посмотреть как стеклодувы выдувают стекло, посетить местный стекольный музей, приобрести уникальные произведения искусства, напоминающие работы венецианских мастеров. Изделия завода «Неман» пользуются популярностью во многих странах мира.

И, если я ещё не совсем вас утомила, наконец, поговорим о самом вкусном для нас с вами, это, конечно же, декупаж на стекле.

Декупаж на стекле — одна из самых сложных разновидностей этой методики декора. Стекло имеет очень гладкую поверхность, на которой нет пор и неровностей, поэтому клей и бумага недостаточно закрепляются на ней, а все огрехи сразу заметны из-за прозрачности. Декупаж на стекле требует грунтов с высокой адгезией (сцеплением с поверхностью), а также некоторых дополнительных этапов подготовки поверхности. Стекло очень хрупкий материал работать с ним сложно, но интересно.

  

Технику декупажа на стекле описывать на данном портале считаю недостойным высокой аудитории.

Но об одном материале, созданном специально для работы со стеклом, хочу сказать особенно.

Чтобы создать эффект старинной поверхности или старинного потрескавшегося фарфора, можно применять и обычные кракелюрные лаки, но сейчас у итальянской компании Stamperia появился уникальный продукт – двухкомпонентный кракелюрный лак «Crackle Vetro». Он специально создан для создания эффекта тонких «фарфоровых» трещин на стеклянных, гладких, не впитывающих поверхностях, а также на пластиковых поверхностях. Быстро сохнет. Сушку шага 2 можно ускорить с помощью фена– легко и быстро получаются идеальные трещинки, которые лучше всего затирать пурпурином или пастой «Patina Anticante» для создания эффекта «вуали» (тоже производства Stamperia, Италия). Грунт для стекла перед применением «Crackle Vetro» накладывать не нужно, так как шаг 1 здесь выступает и в качестве грунтовки.

Применение двухкомпонентного кракелюрного лака для стекла "Crackle Vetro", Stamperia, KE18P:

1. Нанести шаг 1. Выдавить его из тюбика сразу на стеклянную поверхность и разнести с помощью плоской синтетической кисти. Слой не должен получиться очень тонким. Шагу 1 надо дать высохнуть естественным путём (без применения фена!) в течении 1-2 часов.

2. Нанести шаг 2. Его можно наносить с помощью пальцев, выдавив предварительно шаг 2 поверх высохшего шага 1. Трещины начнут появляться по мере высыхания шага 2 через 1-24 часа (в зависимости от толщины нанесённого слоя). Процесс сушки шага 2 можно сократить с помощью фена до 20 мин. Также время высыхания зависит от температуры и влажности окружающей среды.

3. В образовавшиеся трещинки втирать с помощью мягкой тряпочки или ваты Пасту PATINA ANTICANTE.

Надеюсь, я вас уже заинтересовала, но под конец статьи хочу показать многие прекрасные работы на стекле (в том числе немного не совсем декупажных, но устоять перед такой красотой невозможно!), которые, я надеюсь, послужат вдохновением для мастериц нашего сайта и мы увидим в линии множество работ.






Другие статьи по теме:

Интерьерные винтажные часы. DIY! Как выбрать механизм и стрелки?

Подготовка заготовки к декорированию. Про стекло, керамику, зеркала

«Цвет настроения синий» или какие самые используемые цвета в декупаже



Новости по теме:

Делаем украшения для интерьера своими руками

Объявляем лебединый слет! Дружеское чаепитие в кругу декупажниц


Возврат к списку


Чтобы оценить работу или добавить комментарий зарегистрируйтесь Если Вы уже зарегистрированы, войдите в систему используя Ваш логин и пароль!